• Прислушивайся к предшествующему поколению, донесшему до нас искусство, выверенное временем. • Выбрал педагога, - доверяйся ему и собственные неудачи не относи за его счет. • Не перебегай от одного педагога к другому! Разные педагоги все равно, что «лебедь, рак и щука»: каждый тянет ученика в свою сторону. К заветной цели можно прийти в короткий срок и в очень продолжительный, наберись терпения! • Настраиваться и самоопределяться певцу следует самому, распеваться подобно скрипачу, проходящему флажолетом по одной или двум октавам. Можно петь расходящимися октавами начиная с С и так полторы октавы - это хорошо настраивает «атакирующий» звук на все то, что предстоит вечером исполнить в спектакле или концерте. • Надсаживать звук, утруждать не следует, как на учебных занятиях, так и при профессиональном пении. Поэтому в день спектакля певец не должен «орать» и проверять силу звука в пассажах. От крика уверенности не прибавиться, а связки перенапрягутся и потеряют эластичность. А что касается уверенности, то полного спокойствия нет в жизни, а тем более в искусстве. • Слушай больше музыку, чем самого себя! • Если будешь петь ровным звуком все, значит, поешь сам, не знаешь о чем. • Закрытый звук более или менее гарантирует от мокроты и связанных с этим случайностей , так наз. «киксов». Открытым звуком легче петь, но если вы не в форме, или чувствуете, что набегает мокрота, то и там , где необязательно, прикройте звук. • Звук бывает сильнее, когда язык лежит «желобком», кончиком упираясь в нижние зубы, а вот окраска тембра, что нам кажется самым главным, сохраняется и тогда, когда язык находится в свободном положении. Таким образом, для воспроизведения тембровой окраски и фонетики (что также немаловажно) язык может и не лежать «желобком». • Дыши всегда носом. На сцене всегда много пыли, вредных осыпающихся красок; после балетных номеров пыль столбом стоит в лучах прожектора, она попадает в носоглотку, может опуститься на связки, и отсюда – неизбежное «квакание». Пусть тебя называют «паровозом», - лучше быть «паровозом», «лягушкой». • Грудная клетка не должна быть переполнена воздухом ни в коем случае. На последней ноте отдавай четверть, а то и половину дыхания. • Репетиции – это уверенность на спектакле. Помни это – не беги; а стремись к ним! * Не истязай себя и других до такого состояния, когда уже не с чем выходить на сцену! * Будь тверд в своих убеждениях. Но с дирижером соперничай на заседаниях, а не на сцене в спектакле.
|